15 января
"Дело чести" - история развития новосибирской ГК "Ависта Модуль Инжиниринг"
АИР продолжает совместный проект "Люди дела" с бизнес-журналом Status.
У ГК "Ависта модуль инжиниринг" - одного из лидеров российского рынка производителей модульных конструкций — были и взлеты, и падения, и даже "медные трубы". Сегодня "Ависта" готовится строить собственный завод на ТОСЭР "Линево", упаковывает франшизы и осваивает новые рынки. О том, как устоять в испытаниях и кратно повысить эффективность бизнеса генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской Александр Зырянов беседует с основателем и владельцем группы компаний Вадимом Кулубековым.
История показала, что ваше решение обеспечивать жильем тех, кто работает в труднодоступных условиях, было очень прозорливым. Как вы обнаружили эту перспективную нишу?
Началось все, можно сказать, со случайности. У меня была идея запустить бизнес по переработке леса, хотел купить пилораму. Я обзванивал компании, которые сдавали в аренду бытовки в поисках жилья для рабочих моей будущей пилорамы. Оказалось, что на бытовки очередь протяженностью в несколько месяцев, мне стало интересно, что это за бизнес. Я стал изучать мировой опыт, узнал, что есть такая вещь как модульное строительство – так строят жилые дома, больницы, а в России нужны были вахтовые поселки.
За 7 лет я развил компанию, стартовавшую со 100 тысяч рублей, до оборота в 450 млн рублей. При том, что кредитов на тот момент у меня не было. Я добился того, к чему и стремился, о чем мечтал: выйти на стройки с крупными компаниями, такими, как "Алроса", "Роснефть". Получается, что мы ушли из рынка производственного в рынок строительный, где присутствует финансовое закрытие по факту. Начались проблемы. Мы брали минимальную предоплату у клиентов, текущую деятельность кредитовали, не учитывали в финансовой модели проценты по кредитам, в итоге они съедали всю прибыль. Приходилось брать еще больше контрактов, и этот снежный ком постепенно накатывался и накатывался. В итоге в ноябре 2013 года у меня образовалась дыра в 70 млн рублей. Причем в тот момент я был в Вашингтоне на конкурсе, где собрались 40 лучших молодых предпринимателей мира.
С 300 человек в компании пришлось ужаться до 50. Это был сильный поворотный момент. Потому что компания — это продолжение тебя самого. На одном из мероприятий мне задали вопрос о причине падения в бизнесе. Я ответил честно, что она во мне — я заигрался, я потерял цель, это, знаете, были своеобразные "медные трубы".
После кризиса я принял решение, что я должен отдать долги. Для меня это было делом чести. Мне всегда нравилась история про купечество, про купеческое слово. Людям верили на слово, так заключались договора. Я договорился с кредиторами, полностью перестроил компанию. И это дало свой эффект.
Те показатели, которые есть сейчас у компании, впечатляют. Куда дальше двигаться?
Мы сделали франшизу, и у нас уже 7 партнеров в России и Казахстане. Плюс сейчас мы упаковываем франшизу для арендного проекта. Им я хочу покрыть весь рынок России и выйти на рынок Европы — ведь его емкость насчитывает порядка 26 млрд евро.
При таких амбициозных планах зачем вам потребовалось гостиничное направление?
Арендно-строительный рынок модулей — это B2B, в один момент внутри у меня стало пусто, ведь у меня нет связи с конечными пользователями этих зданий. Мне захотелось сделать что-то для рынка В2С, чтобы почувствовать отдачу. Тогда я построил модульную гостиницу на Алтае. Приезжали друзья и гости, я получал информацию, что хорошо, что надо доработать. Мне это дало энергию. Точно такую же, кстати, гостиницу у нас приобрели для размещения на Курильских островах. А совсем недавно к нам приезжала отельная группа "Азимут", которая планирует сделать такую гостиницу на 200 мест в Крыму. Сейчас я развиваю курортный проект в Шерегеше.
Востребованность модульных конструкций в гостиничном бизнесе будет только расти. Для окупаемости номерной фонд должен быть от 70 комнат, каждый номер при классическом строительстве стоит минимум 2 млн рублей, то есть на старте надо 140 млн рублей. Это очень высокий порог входа. Я построил гостиницу на Алтае за 15 миллионов и за 2 месяца. При том, что мы работаем не круглогодично, срок окупаемость проекта порядка 4-5 лет.
Мировой опыт говорит о том же: сейчас компания Marriott строит в Нью-Йорке модульный отель высотой в 26 этажей.
А до жилых модульных домов нам еще далеко?
Вот это всегда меня удивляло — почему в Америке большинство людей живут в одноэтажных собственных домах. И это считается дешевле, чем жить в квартире. В России наоборот. Потому что для нашего менталитета дом – это крепость, это кирпич, дерево и 300 кв м. Естественно, при таких материалах дом значительно дороже. А в модульном строительстве используются такие же экологичные материалы: минеральная вата на базальтовом утеплителе толщиной 100 мм заменяет метр кирпичной кладки.
Поэтому сейчас наша задача для розничного сегмента – продумать все детали, "высушить" смету проекта, сделать ее экономически привлекательной, выработать технологию поточного производства. В целях компании прописано, что мы должны создать по стране «домосалоны» - что-то вроде автосалона, куда ты можешь зайти, посмотреть, пощупать и купить кусок дома. Есть интересная концепция растущего дома: была небольшая семья – купили один кусочек, потом гараж, потом семья выросла – еще один и так дальше. Но рынок пока не готов, надо его качать, надо собирать позитивные прецеденты.
Вы сказали, что ваша компания — это продолжение вас. Какое значение для развития бизнеса имеет личный бренд руководителя?
Скажу может грубо, но моя правда такая — людям нужно знать, кому бить лицо. Успешны те компании, лидеры которых готовы идти в открытое пространство, подставлять свое лицо, выдерживать натиск рынка. Если мои намерения чисты, если я хочу служить рынку — это, кстати, тоже очень важно — не рынок для меня, а я для рынка, -то я открыт, а значит если мой клиент недоволен, это весточка о том, что я должен свой продукт поменять. Если я не приму это во внимание, уйдет один, второй, третий, в итоге не будет бизнеса, того, для чего я все это создавал.
Чтобы вы сказали тем, кто только начинает свой путь в бизнесе?
Любой человек может стать, например, посредственным бухгалтером или посредственным водителем, но не всякий человек может стать сверхъестественным бухгалтером, водителем. Поэтому не нужно идти в какое-то дело, в том числе в предпринимательство, если это просто хайп и модно. Нужно любить то, что ты делаешь. И давать что-то больше, чем от вас ожидают. С этим всегда приятно иметь дело. Изначально думать не о деньгах, а об идее. Деньги обязательно потянутся при правильной энергии. Но в первую очередь нужно быть полезным.
ГК "Ависта Модуль Инжиниринг"
Входит в ТОП-3 производителей модульных конструкций в России.
В месяц выпускает до 400 модулей, обеспечивающих проживание от 800 до 2,5 тыс. человек
Крупнейшая арендная сеть модулей в России (Москва, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Хабаровск).
Оборот за 2018 год – около 1 млрд рублей