10 марта
Здравоохранение, массовый спорт и агросектор – эксперты АИР определили наиболее перспективные направления развития ГЧП-проектов в регионе
Эксперты центра развития государственно-частного партнерства Агентства инвестиционного развития Новосибирской области проанализировали текущую ситуацию и определили ряд тенденций, которые будут иметь место на региональном рынке ГЧП в ближайшие несколько лет.
В их числе: повышение интереса участников рынка ГЧП к проектам с относительно невысоким объемом инвестиций (от нескольких миллионов рублей), строительство объектов массового спорта, частных медцентров и лабораторий, а также разработка цифровых платформ.
Один из значимых моментов, который обозначен экспертами АИР, заключается в следующем. Финансирование региональных ГЧП-проектов осуществляется посредством выделения бюджетных средств из средств Инвестиционного фонда области. При этом ежегодный объем финансирования ГЧП-проектов не должен превышать 2,5 процента прогнозируемого объема собственных доходов бюджета региона (за несколькими исключениями, например, поступлений средств из федерального бюджета, предоставляемых областному бюджету на реализацию ГЧП-соглашений, заключенных от имени региона). В период 2023-2024 годов средства инвестфонда (указанные 2,5 процента) будут направляться на финансирование уже реализуемых региональных проектов (подписанных соглашений).
«ГЧП на сегодняшний день остается наиболее интересным и обоюдновыгодным как для бизнеса, так и для государства форматом реализации социально-значимых проектов. И тот порог, который сейчас введён в регионе в 2,5% от доходов бюджета области, не означает, что новых проектов не будет. В Новосибирской области широкие возможности для реализации меньших по объему проектов, но не менее значимых для региона и выгодных для инвестора. Например, проекты по созданию спортивной и медицинской инфраструктуры в районах области, в сфере транспорта и туризма. Наши специалисты помогут инвесторам проработать все вопросы, связанные с упаковкой проекта и его реализацией», – отметил генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Александр Зырянов.
В новой экономической реальности формат ГЧП по-прежнему предлагает участникам рынка возможности запуска новых проектов путем разделения рисков между сторонами, гарантирует инвестору возврат вложений и регламентирует ответственность сторон. Инвестор также имеет гарантии долгосрочности соглашения, возможности получения земельного участка без торгов и увеличения выручки по проекту за счет оказания платных услуг. А в ряде случаев и возможность самостоятельно проработать структуру проекта, сократить сроки заключения соглашения. Кроме того, предусмотрено распределение рисков между сторонами, в том числе, посредством включения в соглашение условий об особых обстоятельствах (различные события, которые могут наступить в ходе исполнения соглашения и повлиять на ход его исполнения сторонами).
По мнению экспертов АИР, запуску и реализации новых ГЧП-проектов будет содействовать интерес участников рынка к проектам с умеренным (от нескольких млн. руб.) объемом инвестиций. Уже отмечается интерес к ряду форматов инфраструктурных инициатив.
«Текущая экономическая ситуация способствует переоценке участия инвесторов в капиталоемких проектах. Формат ГЧП предлагает участникам рынка хорошие возможности запуска. Например, есть интерес к таким форматам, как производственные объекты в сфере переработки и хранения сельхозпродукции, в первую очередь, мясной и молочной. Преимущества этого направления заключаются в низком объеме инвестиций (от нескольких миллионов рублей). Кроме того, в собственности муниципалитетов по-прежнему достаточно много подобных помещений. Этим обусловлен интерес инвесторов к таким проектам, как реконструкция ферм или помещений бывших сельхозпроизводств», – рассказал Руководитель Центра ГЧП Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Вячеслав Молчанов.
В число наиболее перспективных направлений, по мнению экспертов АИР, входит создание спортивных объектов массового пользования, таких как спортивные клубы и центры. Подобные проекты в формате ГЧП могут быть направлены на создание объектов спорта, спортивных центров, спортклубов быстрого доступа для плотной городской застройки и отдаленных территорий. В этом направлении «порог входа» составляет 40 млн рублей, а в числе преимуществ - высокая скорость запуска. Такие проекты перспективны, в том числе, для застройщиков, которые таким образом могут повысить привлекательность новых микрорайонов и жилых кварталов.
Еще одно перспективное направление – объекты здравоохранения. Наиболее востребованными сейчас могут стать проекты, направленные на строительство или реконструкцию центров, специализирующихся на беременности и родах, болезнях глаза, кардиологии, стоматологии, косметологии, сосудистой хирургии, урологии и лабораторных исследованиях. Сегодня перечисленные услуги наиболее востребованы у населения, и имеют высокий потенциал с коммерческой точки зрения. Средний порог для входа также составляет порядка 40 млн рублей.
Привлекательной для инвесторов может стать и сфера информационных технологий (IT). Речь идет о разработке или модификации цифрового продукта (цифровых платформ, например, образовательных), в том числе, создание, эксплуатация и модернизация государственной информационной системы (ГИС) на основании концессионного соглашения (КС) и СГЧП. Средний порог в этих направлениях – от 10 млн рублей.
В число перспективных направлений для реализации также вошли транспорт общего пользования (перевозки), объекты туристической и досуговой сферы, социального обслуживания населения, а также объекты, предназначенные для благоустройства территорий и объекты транспортной инфраструктуры.
Руководитель Центра государственно-частного партнерства Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Вячеслав Молчанов также отметил тот факт, что государство в настоящее время прилагает значительные усилия для стабилизации формата ГЧП. В том числе, принимая меры, направленные на снижение рисков для участников проектов.
Например, до 1 января 2024 года установлена возможность изменения существенных условий ГЧП-соглашений в связи с увеличением цен на строительные ресурсы (за исключением объектов коммунальной инфраструктуры и обращения с ТКО).